Статья на тему: «Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника».


«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.  В Законе РФ “Об образовании” ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Семейное воспитание как основа социализации детей выполняет исключительно важную роль в духовно-нравственном и социальном формировании нового поколения и, по сути, определяет последующую судьбу общества в целом. Эффективность деятельности семьи как института социализации детей оценивается сегодня по тому, насколько успешно она готовит ребенка к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений. Родительское воспитание представляет собой единство трех компонентов:-отношение к ребенку;- представления о нем и способы воздействия (контроль, наказание, поощрение, предъявление требований т.д.);- характер обращения с ребенком. Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, длительно. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Успех в этой работе достигается только посредством взаимодействия с семьями воспитанников. Работа с родителями имеет так же свои этапы:
- сбор информации о социальном положении семей;- перспективное планирование взаимодействия с родителями по социально-личностному направлению работы с детьми;- систематическая работа с родителями в этом направлении;- проведение мониторингов и коррекционной работы с родителями.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Основой работы по социально-личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении является развивающая среда, она по сути своей социальна. Детский сад для ребенка – модель не только коллектива, но и общества в целом. И это мы обязаны использовать. Здесь есть и личностные отношения детей и взрослых, знакомых и не всегда, трудовые отношения, внутрисемейные, модели поведения в различных ситуациях, возможность получать знания о том мире, в котором он собирается жить, первые друзья, привязанности. Методов социально-личностного развития детей много: это и сюжетно-ролевые игры, и введение определенных традиций в группе, и чтение художественной литературы, беседы, игротренинги, тематические мероприятия. Замечательные результаты дает театрализованная деятельность. Методы работы с семьей в отношении социально-личностного развития детей диктуются именно теми проблемами, которые видит педагог в осуществлении работы с ребенком. Установление контактов с родителями – дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ целесообразно вести по четырем направлениям.
1.Информационно – аналитическое направление. Это изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с её членами, согласование воспитательных воздействий на ребенка.
2.Психолого-педагогическое направление. Это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, совместная работа специалистов ДОУ.
3.Наглядно-информационное направление. Это ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.
4. Досуговое направление в работе с родителями всегда самое привлекательное, востребованное,  полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Привлекая родителей к общей работе по социальному развитию детей, следует, прежде всего, донести до них свое желание работать вместе, разъяснить необходимость и важность совместных усилий в отношении социального становления ребенка. Следует отойти от традиционных технологий, формализма в работе с родителями воспитанников. Речь идет не о том, «кто кому должен» и «кто виноват», а о том, что заложником не сложившихся, разрушенных, осложненных отношений между родителями и педагогами был и остается ребенок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий