«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за
руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от
этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Социальное развитие – это процесс, во время которого
ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему
предстоит жить. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая
является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от
поколения к поколению. Семья и детский сад - два воспитательных феномена,
каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в
сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения
маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского
сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. В Законе РФ “Об образовании” ст. 18 п. 1
определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка
в детском возрасте. Семейное воспитание как основа социализации детей выполняет
исключительно важную роль в духовно-нравственном и социальном формировании
нового поколения и, по сути, определяет последующую судьбу общества в целом.
Эффективность деятельности семьи как института социализации детей оценивается
сегодня по тому, насколько успешно она готовит ребенка к самостоятельной
творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не
могло быть в опыте прошлых поколений. Родительское воспитание представляет собой
единство трех компонентов:-отношение к ребенку;- представления о нем и способы
воздействия (контроль, наказание, поощрение, предъявление требований т.д.);-
характер обращения с ребенком. Социально-личностное развитие дошкольников
многоаспектно, трудозатратно, длительно. Основная цель педагогов детского сада
– помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный,
характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология
социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:- сбор информации
об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;- перспективное планирование
работы с детьми по социально-личностному развитию;- систематическая работа с
детьми по социально-личностному развитию;- коррекция имеющихся
социально-эмоциональных проблем.
Успех в этой работе достигается только посредством
взаимодействия с семьями воспитанников. Работа с родителями имеет так же свои
этапы:
- сбор информации о социальном положении семей;-
перспективное планирование взаимодействия с родителями по социально-личностному
направлению работы с детьми;- систематическая работа с родителями в этом
направлении;- проведение мониторингов и коррекционной работы с родителями.
Непонимание между семьёй и детским садом всей
тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие
трудности в общении с родителями по этой причине. Папам и мамам необходимо
помнить, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они
не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от
воспитательно-образовательного процесса. Семья и детский сад не могут заменить
друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Основой
работы по социально-личностному развитию в дошкольном образовательном
учреждении является развивающая среда, она по сути своей социальна. Детский сад
для ребенка – модель не только коллектива, но и общества в целом. И это мы
обязаны использовать. Здесь есть и личностные отношения детей и взрослых,
знакомых и не всегда, трудовые отношения, внутрисемейные, модели поведения в
различных ситуациях, возможность получать знания о том мире, в котором он
собирается жить, первые друзья, привязанности. Методов социально-личностного
развития детей много: это и сюжетно-ролевые игры, и введение определенных
традиций в группе, и чтение художественной литературы, беседы, игротренинги,
тематические мероприятия. Замечательные результаты дает театрализованная
деятельность. Методы работы с семьей в отношении
социально-личностного развития детей диктуются именно теми проблемами, которые
видит педагог в осуществлении работы с ребенком. Установление контактов с
родителями – дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Работу по
вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ целесообразно вести по
четырем направлениям.
1.Информационно – аналитическое направление. Это изучение
семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта
с её членами, согласование воспитательных воздействий на ребенка.
2.Психолого-педагогическое направление. Это обогащение
родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, совместная
работа специалистов ДОУ.
3.Наглядно-информационное направление. Это ознакомление
родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.
4. Досуговое направление в работе с
родителями всегда самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:
увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать
разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт
взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью
в целом.
Привлекая родителей к общей работе по социальному
развитию детей, следует, прежде всего, донести до них свое желание работать
вместе, разъяснить необходимость и важность совместных усилий в отношении
социального становления ребенка. Следует отойти от традиционных технологий,
формализма в работе с родителями воспитанников. Речь идет не о том, «кто кому
должен» и «кто виноват», а о том, что заложником не сложившихся, разрушенных,
осложненных отношений между родителями и педагогами был и остается ребенок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий