Метапредметность образовательной деятельности в ДОУ. Представление личного опыта

Гетта Нина Владимировна

Воспитатель, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 206»

E-mail: ledigetta@mail.ru

 

Метапредметность образовательной деятельности в детском саду.

Представление личного опыта

 

Аннотация.

На сегодняшний день понятие «метапредметное обучение» становится довольно популярным. Система дошкольного образования перешла на новый этап: всё чаще используются программы направленные на разностороннее развитие личности ребенка. Учащийся с трудом связывает для себя систему понятий одной образовательной области с системой понятий другой. Метапредметные результаты – это тот прирост в развитии, который получают ученики в ходе изучения предметов помимо заученных предметных знаний. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах. Поэтому использование такого подхода в образовательной деятельности ДОУ позволяет на ранних этапах успешно подготовить и подвести дошкольников к овладению основными обще учебными умениями.

 

Ключевые слова.

Дошкольный возраст –   этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

Образование – система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.

Метапредметная образовательная деятельность – это занятие, целью которого является формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании. А так же ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся.

Метапредметный подход – обучение обобщенным способам работы с любым предметным материалом: понятием, схемой, моделью и т.п. и связана с жизненными ситуациями.

Метапредметны умения – это освоенные обучающимися межпредметные умения и универсальные учебные действия (ууд): регулятивные, познавательные, коммуникативные

 

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию темы. И это понятно, ведь метапредметный подход заложен в основу новых образовательных стандартов. В федеральном государственном стандарте метапредметность представлена как способ формирования не только теоретического, но и критического мышлений; универсальных способов деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) обеспечивающих формирование целостной картины мира в сознании ребенка. ФГОС ДО, направлен на формирование у дошкольников интегративных качеств личности, которые в последствии помогут выпускникам ДОО успешно добиваться метапредметных результатов.

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. Хотя понятие «метапредметность» появилось в педагогике достаточно давно, до сих пор нет единого толкования этого понятия. Различные научные школы трактуют его по-разному.

Метапредметные результаты могут быть получены при изучении любого предмета учащимися любого уровня обучаемости, обученности и познавательной мотивации. Получение ребенком метазнаний будет способствовать: развитию чувства собственного достоинства; повышению уровня рефлексии и самосознания; росту познавательной активности и познавательных интересов; изменение мотивов поведения. Ребёнок учится думать творчески, видеть решение и подводить итоги не по стандарту.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением как умение учиться.

Метапредметные умения – это обобщенные способы действий, которые позволяют учащимся самостоятельно организовывать образовательный процесс.

Постановка задачи развития метапредметных умений у дошкольников не означает, что произойдет вытеснение игры из ежедневной жизни ребенка, напротив, все задания по развитию метапредметных умений формируются через игровые виды деятельности. То есть, подбор игр, заданий, направленных на формирование метапредметных умений, способствует повышению эффективности образовательного процесса, обеспечивая преемственность дошкольного и начального образования.

В своей практике я, уже не первый год, использую метапредметный подход для формирования чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. Поскольку считаю, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, ведь дошкольный возраст – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание современных дошкольников –  это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, но и культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Поэтому для реализации данного опыта мною было принято решение разделить занятия с разной тематикой по 3 бокам: «Ознакомление с историей древней Руси», «Цветок Мира» и «Моя малая и большая Родина».

В процессе образовательной деятельности происходит ознакомление детей дошкольного возраста с историей, художественными и музыкальными произведениями по тематике. Пробуждается чувство патриотизма и любви к Родине. Развивается понятие: «большая и малая Родина», гордость за страну и родной край.

Метапредметный подход в данном случае способствует получению ребенком знаний из разных областей. А так же содействует развитию чувства собственного достоинства, снижению уровня агрессивности, повышению уровня рефлексии и самосознания. Что не маловажно изменение мотивов поведения, в дошкольном возрасте, поскольку позволяет  развиваться познавательной активности и интересов.

Использование образовательных, информационно-коммуникационных технологий позволяет разнообразить и информационно обогатить содержание метапредметных занятий. Новизна моей практики раскрывается в возможности совмещать разные виды деятельности на одном занятии. Например: рисование, оригами, организация выставки коллективных работ, слушание музыкальных произведений, подвижные игры или эстафеты, посещение мини музея и т.д. В ходе образовательной деятельности дети полностью погружаются в тему происходящего. Они становятся зрителями и участниками, сами ставят задачи и планируют последующие действия.

 В первом блоке:  «Ознакомление с историей древней Руси» дети попадают прошлое и оказываются в древней избе. Знакомятся с бытом, фольклором, историей и изготавливают обереги.

Во втором блоке: «Цветок Мира» дошкольники знакомятся с историей ВОВ. Посещают мини музей, играют в эстафету, разгадывают схемы и головоломки, рисуют и создают письма по примеру военного времени.

 В третьем заключительном блоке: «Моя малая и большая Родина» у детей  формируются элементарные представления о родном крае как о малой Родине. Они углубляются в изучение карты Мира, чтобы взглянуть на границы своей Родины. Играют в подвижные игры, слушают гимн, составляют флаг России, сами сочиняют стихи, смотрят слайды с достопримечательностями родного города.

Благодаря использованию метапредметного подхода во время образовательной деятельности  ребенок приобретает умение:

-       включаться в постановку целей и задач деятельности;

-       умение выполнять задания по этапам;

-       анализировать и оценивать результат своей работы;

-       оформление результатов в наглядном виде.

  Результатом  работы является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре своей страны. Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к Родине, проявляют уважение ветеранам, проявляют желание узнавать историю своего народа. Результатом работы так же является возникновение у детей чувства ответственности за своё поведение и отношение к другим людям.

Подводя итоги, я считаю, что основным образовательным результатом считается формирование мотивированной компетентной личности, воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, то есть умением учится.

 

Список цитируемой литературы:

1.               Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155.

2.               Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (ред. от 29.07.2017).– 3-е изд. – М. : Инфра-М, ст.18.

3.               Дьяченко О.М.  Психологические особенности развития дошкольников: изд. Эксмо – 2009.

4.               Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, Москва, 2008.

5.               Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№1. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm.

6.               Черемных, М.П Метапредметные результаты. Оценка и формирование / М.П Черемных. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 523 c.

Комментариев нет:

Отправить комментарий