Почему детям важно ошибаться?


Ошибки помогают лучше понять себя

С каждой ошибкой мы узнаем свои особенности. Какие у нас внутренние ограничения, то есть что мы можем, а что нет.

Ошибки учат терпению

Через терпение к себе мы учимся быть терпимее ко всему миру.

Ошибки учат прощать

Ошибки напоминают нам о том, что мы неидеальны. И идеальных не бывает. Каждая ошибка учит прощать и принимать такими какими есть – себя и окружающих.

Ошибки помогают победить страх

Никогда не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! Страшно ошибиться? Но на самом деле страшно пойти новой дорогой. Страшно – значит интересно! Дорогу осилит идущий.

Ошибки учат жить без сожалений

Да, ошибка. Но лучше жалеть о сделанном, чем о несделанном. И не мучаться вопросом «А вот что было бы, если…?». 

Ошибки помогают расти и развиваться

Закончим тем, с чего начали. В творчестве не бывает ошибок! А если вся наша жизнь – это творчество, то ошибки – это просто поиск нужной краски, ноты и интонации. В поиске рождаются неожиданные интересные решения! А любую ошибку можно превратить в полезный урок, выучиться и стать лучше.

Работа над ошибками

Как связаны ошибка и уверенность в себе? Попыткой исправить ошибку.

Ребенку важно научиться устранять неожиданные последствия ошибок – то есть решать проблемы. И это будет получаться только в том случае, если взрослый предоставит возможность для этого. Нюанс: это ведь настоящее испытание – наблюдать за тем, как ребенок неумело пытается справиться с ситуацией, и не бросаться ему на помощь. Психологи (в частности, Дарлин Свитленд и Рон Столберг в книге «Научите ребенка думать: Как вырастить умного, уверенного и самостоятельного человека») советуют поразмышлять над вопросом – почему вы бросаетесь на помощь в разных ситуациях, увидеть себя со стороны, и понять, как можно было бы дать ребенку пространство для собственных действий. Проявить уважение к его решениям.

Например, в ситуации, когда ребенок долго застегивает пуговицы, а вы опаздываете на встречу, срабатывает нетерпение. Можно сказать, что вот сейчас вы поможете застегнуть пуговицы, но когда вернетесь – малыш будет расстегивать пуговицы сам. И если захочет, сможет застегивать их снова и снова. Главное не забыть о своем обещании.

Особенный вид ошибок – это советы, которые мы даем детям постарше. Сын пришел расстроенный, потому что мальчишки отказались с ним играть. Сердце матери разрывается, она советует найти другую компанию, обещает, что мальчишки во дворе точно поиграют с сыном, а сыну от этих советов еще хуже. Проблема в том, что мы зачастую видим мир с высоты нашего опыта, а нужно совсем не это. Нужно просто поддержать (очень неприятная история) и спросить, как, по его мнению, можно было бы решить вопрос.   

Это интересный и важный нюанс: разница между просьбой о помощи и ожидание готового решения. Просьбы о помощи хорошо замечать и поощрять. Ведь это умный шаг в решении проблемы! Способность обращаться за помощью – ценный навык сам по себе. Можно вместе оценить все варианты решения, которые предлагает ребенок. Предложить ему взглянуть на ситуацию в новом ракурсе. Чуть-чуть терпения – и он найдет решение сам.

Да, частенько дети решают проблемы, мягко говоря, неумело. Это расстраивает. Но таков механизм обучения: для того, чтобы освоить что-то, необходимо много практики. Лучшие тренировки решения проблем: это ошибки, их исправление; выбор – и знакомство с последствиями своего выбора.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий