Как развить самостоятельность у ребенка 5-6 лет

В первую очередь  приучить ребенка к порядку
 К ней ребенка можно и нужно приучать с самого раннего возраста. Конечно, ему не нужно, чтобы его игрушки лежали в определенном месте, а не валялись по всей квартире. В первую очередь это надо самим родителям, поэтому малыша придется поощрять, объясняя ему, насколько важно поддерживать порядок. Подходим к данному вопросу поэтапно:
- Объясняем, что только большие и взрослые дети могут самостоятельно поддерживать порядок в своих вещах.
- Поручаем малышу не менее трех ежедневных домашних обязанностей.
- Помним, что ему все это вовсе не интересно.
- Показываем, как именно нужно поступать, чтобы выполнить эти домашние обязанности.
- Поощряем за выполнение и порицаем за отказ исполнять домашние обязанности.
- Постепенно усложняем задачи для малыша в соответствии с его взрослением.

Самое важное – соблюдать последовательность в собственных действиях. Ни в коем случае нельзя сегодня требовать от ребенка выполнения определенных обязательств, а завтра забыть о необходимости их исполнения.

Ежедневное поощрение (не в виде вкусностей и денег)необходимо, равно как и регулярное порицание за неисполнение своих обязанностей.

Важный момент самостоятельности - привычка и способность принимать самостоятельные решения. Да, но вместе с этим родителям нужно, чтобы ребенок принимал нужные решения. Как это совместить?
Я росла самостоятельной. Сейчас понимаю, что самостоятельность, конечно, была подконтрольной. И тем не менее, меня с детства приучали все делать самой. А еще всегда давали выбор, создавая иллюзию того, что я сама принимаю решение. Да, выбор часто был безальтернативным и я, освоив это на уровне подсознания, сейчас пользуюсь таким выбором со своими детьми: «Нина, ты будешь рисовую кашу или гречневую?», «Нина, мы идем гулять в парк или в лес?», «Нина, ты пойдешь кататься на санках  или на лыжах?».
"Учить плавать, бросая ребенка в воду" - тактика ошибочная. 

Этапы становление навыка самостоятельности:
1. Ребенок участвует в деле, которое делают старшие, помогая им и под полным контролем старших.
2. Ребенок делает новое дело совместно с родителями.
3. Ребенок делает дело, родители ему помогают.
4. Ребенок делает все самостоятельно!
Важнейший вопрос - разделение ответственности: в каких ситуациях родители должны помогать ребенку, а в каких - ставить его перед фактом необходимости самому решать свои проблемы?
Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях:
1. Собственное желание ребенка.
2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть.
3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.
Создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам. Отдайте ребенку на откуп какие-то области, в которых он может осваивать незнакомые непривычные для него действия. Как будем эти области намечать? Записываете, что ваш ребенок должен уметь делать самостоятельно и хорошо в шесть лет. Например, накрывать на стол, содержать в порядке игрушки и так далее… Тем самым вы создаете ему возможность самостоятельно это делать изо дня в день и оттачивать умение до состояния, когда эту область новых для него действий ребенок сможет контролировать полностью сам.
Создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной.

Создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Детей нужно просто приучать ко взрослой жизни, ответственности и самостоятельности, включая во взрослую жизнь, дела и заботы. В Африке дети пасут скот с 3 лет, как только научаются хорошо ходить. В деревне дети имеют взрослые обязанности лет с 5-7. "Какой тебе годик? - Седьмой миновал..." (Некрасов, Мужичок с ноготок). Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Об этом мы с Вами побеседуем в следующей публикации.
Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.
Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:
Приучить детей к послушанию. Это звучит парадоксально, но это именно так: надежнее всего вы вырастите своего ребенка самостоятельным, если вначале приучите его вас слушаться. О  послушании мы так же поговорим 

Комментариев нет:

Отправить комментарий