Цель занятия:
Знакомство детей с народной игрушкой
– матрёшкой через интеграцию музыкального занятия и
изобразительного искусства.
Программные
задачи:
• познакомить детей с историей матрёшки,
• развивать
эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера,
• развивать интерес детей к русской культуре,
• развивать творческие способности детей через
приобщение к народному и прикладному искусству,
• развивать сенсорные
навыки,
• учить выделять
элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях,
• воспитывать интерес к быту и обычаям
России,
• воспитывать чувство
патриотизма через народное творчество.
Материалы
и оборудование:
Проектор, слайды с изображением матрешек:
Семеновской, Загорской (Сергие – Посадские, Полхов – Майданской, Вятской,
современной. Музыкальное сопровождение (песни МР3: «Как под яблонькой», «Русские матрешки»,
фонограмма песни А. Ермолова «Светит солнышко»).
Загадки о матрешке. Игрушка Матрешка.
Раздаточный
материал: бумажные трафареты матрешек (лицо
и фон расскрашены, цветная гуашь, салфетки; ватные палочки, кисточки, клеенки,
подставки для кисточек, емкости для воды.
Предварительная
работа:
Знакомство с русской народной музыкой,
разучивание русского народного танца –
хоровод, элемент хоровода – змейка. Ознакомление с национальными костюмами
регионов России. Изучение художественных элементов, разновидностей узоров.
Отгадывание загадок.
Ход занятия
Дети входят в зал под русскую народную
песню в инструментальной обработке «Как под яблонькой» за
воспитателем и становятся полукругом
Воспитатель: - Ребята, а под
какую мелодию мы с вами зашли в зал?
Дети: - Под русскую народную.
Воспитатель: - А какой русский народный танец вы знаете?
Дети: - Хоровод.
Воспитатель: - Молодцы, а теперь
возьмитесь за руки, сделайте красивый ровный круг. А чтобы круг получился у нас
ровный, мы сейчас будем надувать воздушный шарик. Вот какой у нас ровный и
красивый круг получился. Ребята, как только зазвучит музыка, мы будем идти
красиво, вытягивая носочек. Спинка прямая. Вот так. Идем друг за другом,
держась за руки.
Звучит музыка, дети с воспитателем идут хороводным шагом, затем воспитатель
переводит ребят на «змейку» и
потом обратно на хороводный шаг на носочках.
Воспитатель: - Молодцы, красиво
шли, а теперь под музыку на носочках пошли по кругу на свои стульчики.
Под музыку дети
садятся на стульчики
Воспитатель: - Ребята, отгадайте,
пожалуйста, загадку:
Ростом разные
подружки,
Но похожи друг на
дружку.
Все они живут друг в
дружке
А всего одна игрушка.
Что это?
Дети: - Матрешки.
Воспитатель: - Отлично, а вот еще
одна загадка:
Алый шёлковый
платочек,
Яркий сарафан в
цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А
внутри секреты есть:
Может – три, а может,
шесть.
Разрумянилась
немножко.
Это русская…
Дети: - Матрешка
Воспитатель: - Вот и наша гостья
– Матрешка.
Показывает детям игрушку Матрешку.
Воспитатель: - А вы знаете, как
появилась первая русская матрешка? Появилась она в
России очень давно, более 100 лет назад.
Показывает 1 слайд с первой матрешкой из Японии
Воспитатель: - Однажды из Японии
привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё
такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая
игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали
яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки
и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёной. Позже стали называть её
проще – Матрешка.
Показывает 2 слайд с первой русской матрешкой «Семеновской»
Воспитатель: - А вот самые
известные матрешки из разных уголков
России.
Показывает 3,4,5
слайды с «Загорской (Сергие – Посадские, Полхов – Майданской, Вятской»
Воспитатель: - А вот так выглядит
современная матрёшка.
Показывает 6,7 слайды с современными матрёшками.
Воспитатель: - Ребята, а
посмотрите внимательно на матрешек, которые
лежат перед вами. Что не так с вашими матрешками?
Дети: - У них платье и
платочек не раскрашены.
Воспитатель: - Правильно, как мы
можем помочь этим матрешкам?
Дети: - Раскрасить их.
Воспитатель: - Правильно, мы
можем раскрасить их карандашами, фломастерами. Однако я предлагаю вам
раскрасить их красками. А какие нужно будет цвета красок брать, нам подскажет
музыка. Прослушайте внимательно песню «Русские матрешки» и
скажите, какое настроение у этой песни.
Слушание песни «Русские матрешки»
Воспитатель: - Какое настроение у
этой песни?
Дети: - Веселое.
Воспитатель: - Какие матрешки показаны в песне?
Дети: - Веселые,
радостные, их везде любят.
Воспитатель: - Правильно, русскую матрешку знают и любят во всем мире.
Подскажите, а каким цветом мы можем изобразить веселое настроение?
Дети: - Красный, желтый.
Воспитатель: - Все верно, мы с
вами побываем в роли мастера прикладного искусства и будем использовать эти
цвета для росписи ваших матрешек. Я
предлагаю вам попробовать придумать свой вариант росписи, и кто знает, может
быть когда-нибудь из вас кто-то станет автором новой росписи, известной как
Кубанская. Прежде, чем приступить к работе, давайте отдохнем.
Физминутка:
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
(плавное
раскрывание пальцев)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают,
Головой качают.
(помахивание
руками перед собой и плавное опускание их на стол)
Воспитатель с
помощниками раздает детям гуашь, салфетки; ватные палочки, кисточки, клеенки,
подставки для кисточек, емкости для воды.
Воспитатель: - И так, уважаемые
мастера, давайте вспомним правила безопасности при рисовании красками:
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным
наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий
кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно
опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно
держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
6. Каждую линию при рисовании и при
закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу,
не останавливаясь.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их
в одном направлении, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда — обратно, как карандашом).
Ну что
ж:
Мастера скорей за дело
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети расписывают трафареты матрешек.
Воспитатель контролирует процесс. Звучит народная музыка как фон.
Воспитатель: - Детки, вы такие
молодцы. Вы довольны своей работой?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А теперь давайте
пока платьица ваших матрешек высыхают, я
предлагаю вам выйти на середину зала, сделать ровный круг и спеть для них
песню «Светит солнышко».
Исполнение песни «Светит солнышко» А.
Ермолова.
Воспитатель: - Спасибо, ребята,
вам за хорошую работу. Вы молодцы! Сегодня мы с вами познакомились с
историей Матрешки и побывали в роли настоящих мастеров.
Далее идет оценка работ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий