Интегрированное занятие по рисованию «Русская матрешка». Для детей средней группы


Цель занятия:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию музыкального занятия и изобразительного искусства.
Программные задачи:
• познакомить детей с историей матрёшки,
• развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера,
• развивать интерес детей к русской культуре,
• развивать творческие способности детей через приобщение к народному и прикладному искусству,
• развивать сенсорные навыки,
• учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях,
• воспитывать интерес к быту и обычаям России,
• воспитывать чувство патриотизма через народное творчество.
Материалы и оборудование:
Проектор, слайды с изображением матрешек: Семеновской, Загорской (Сергие – Посадские, Полхов – Майданской, Вятской, современной. Музыкальное сопровождение (песни МР3«Как под яблонькой»«Русские матрешки», фонограмма песни А. Ермолова «Светит солнышко»). Загадки о матрешке. Игрушка Матрешка.
Раздаточный материал: бумажные трафареты матрешек (лицо и фон расскрашены, цветная гуашь, салфетки; ватные палочки, кисточки, клеенки, подставки для кисточек, емкости для воды.
Предварительная работа:
Знакомство с русской народной музыкой, разучивание русского народного танца – хоровод, элемент хоровода – змейка. Ознакомление с национальными костюмами регионов России. Изучение художественных элементов, разновидностей узоров. Отгадывание загадок.
Ход занятия
Дети входят в зал под русскую народную песню в инструментальной обработке «Как под яблонькой» за воспитателем и становятся полукругом
Воспитатель: - Ребята, а под какую мелодию мы с вами зашли в зал?
Дети: - Под русскую народную.
Воспитатель: - А какой русский народный танец вы знаете?
Дети: - Хоровод.
Воспитатель: - Молодцы, а теперь возьмитесь за руки, сделайте красивый ровный круг. А чтобы круг получился у нас ровный, мы сейчас будем надувать воздушный шарик. Вот какой у нас ровный и красивый круг получился. Ребята, как только зазвучит музыка, мы будем идти красиво, вытягивая носочек. Спинка прямая. Вот так. Идем друг за другом, держась за руки.
Звучит музыка, дети с воспитателем идут хороводным шагом, затем воспитатель переводит ребят на «змейку» и потом обратно на хороводный шаг на носочках.
Воспитатель: - Молодцы, красиво шли, а теперь под музыку на носочках пошли по кругу на свои стульчики.
Под музыку дети садятся на стульчики
Воспитатель: - Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка.
Что это?
Дети: - Матрешки.
Воспитатель: - Отлично, а вот еще одна загадка:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская…
Дети: - Матрешка
Воспитатель: - Вот и наша гостья – Матрешка.
Показывает детям игрушку Матрешку.
Воспитатель: - А вы знаете, как появилась первая русская матрешка? Появилась она в России очень давно, более 100 лет назад.
Показывает 1 слайд с первой матрешкой из Японии
Воспитатель: - Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёной. Позже стали называть её проще – Матрешка.
Показывает 2 слайд с первой русской матрешкой «Семеновской»
Воспитатель: - А вот самые известные матрешки из разных уголков России.
Показывает 3,4,5 слайды с «Загорской (Сергие – Посадские, Полхов – Майданской, Вятской»
Воспитатель: - А вот так выглядит современная матрёшка.
Показывает 6,7 слайды с современными матрёшками.
Воспитатель: - Ребята, а посмотрите внимательно на матрешек, которые лежат перед вами. Что не так с вашими матрешками?
Дети: - У них платье и платочек не раскрашены.
Воспитатель: - Правильно, как мы можем помочь этим матрешкам?
Дети: - Раскрасить их.
Воспитатель: - Правильно, мы можем раскрасить их карандашами, фломастерами. Однако я предлагаю вам раскрасить их красками. А какие нужно будет цвета красок брать, нам подскажет музыка. Прослушайте внимательно песню «Русские матрешки» и скажите, какое настроение у этой песни.
Слушание песни «Русские матрешки»
Воспитатель: - Какое настроение у этой песни?
Дети: - Веселое.
Воспитатель: - Какие матрешки показаны в песне?
Дети: - Веселые, радостные, их везде любят.
Воспитатель: - Правильно, русскую матрешку знают и любят во всем мире. Подскажите, а каким цветом мы можем изобразить веселое настроение?
Дети: - Красный, желтый.
Воспитатель: - Все верно, мы с вами побываем в роли мастера прикладного искусства и будем использовать эти цвета для росписи ваших матрешек. Я предлагаю вам попробовать придумать свой вариант росписи, и кто знает, может быть когда-нибудь из вас кто-то станет автором новой росписи, известной как Кубанская. Прежде, чем приступить к работе, давайте отдохнем.
Физминутка:
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
(плавное раскрывание пальцев)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают,
Головой качают.
(помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол)
Воспитатель с помощниками раздает детям гуашь, салфетки; ватные палочки, кисточки, клеенки, подставки для кисточек, емкости для воды.
Воспитатель: - И так, уважаемые мастера, давайте вспомним правила безопасности при рисовании красками:
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда — обратно, как карандашом).
Ну что ж:
Мастера скорей за дело
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети расписывают трафареты матрешек. Воспитатель контролирует процесс. Звучит народная музыка как фон.
Воспитатель: - Детки, вы такие молодцы. Вы довольны своей работой?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А теперь давайте пока платьица ваших матрешек высыхают, я предлагаю вам выйти на середину зала, сделать ровный круг и спеть для них песню «Светит солнышко».
Исполнение песни «Светит солнышко» А. Ермолова.
Воспитатель: - Спасибо, ребята, вам за хорошую работу. Вы молодцы! Сегодня мы с вами познакомились с историей Матрешки и побывали в роли настоящих мастеров.
Далее идет оценка работ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий